История рассказывает о том, что Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, поэтому Иосиф и его жена должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести свои имена в список подданных кесаря.
В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, в холодную зимнюю ночь родился Богочеловек, Спаситель мира. Среди полночной тишины, когда все спали, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было и волхвам "звездословцам".
Во II столетии на день Рождества Христова указывает святитель Климент Александрийский. В III веке о празднике упоминает святой Ипполит Римский. Святитель Иоанн Златоуст в своем слове (385 год)называет праздник Рождества Христова "древним и очень древним".
Первые три века, когда гонения стесняли свободу христианского Богослужения, в некоторых местах Востока праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения (6 января) под общим именем Богоявления. Причиной этого, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день Своего рождения.
День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам и назван событием величайшим и чудесным. Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих писаниях сообщают о том, что Рождество - начало и основание для прочих праздников.