Лисья нора




Лисья нора

Главная | Графика и Дизайн | Регистрация | Вход Цвет Сайта: Стандартный Поменять цвет Поменять цвет Морская волна Для блондинкафф Без картинок Здравствуйте, Гость | RSS
| Спецэффекты в портрете Часть I | Категория: Уроки фотошоп

С давних пор человека постоянно привлекает внешний облик, характер и образ жизни других людей. Для нас важно видеть лицо другого, так как лицо несет громадный объем информации. По лицу, по его выражению мы судим о состоянии человека, о его намерениях, об отношении к нам, и если лицо закрыто, например, маской, то это вызывает тревогу.

Что относится к жанру портрета? Это и простой выразительный крупный план, и крошечная фигурка на фоне бескрайнего простора. Жанр портрета достаточно разнообразен. Портрет является самым распространенным жанром фотографии. Первые снимки любого фотографа - это портреты родных И друзей. Художественный портрет является наиболее полным изображением личности, которое доступно фотографу. Художественный портрет должен в какой-то мере раскрывать и внутренний мир изображенного лица, сущность его характера. В художественном портрете нужно не только передать внешность, но, что важнее, раскрыть внутренние свойства личности. Хороший портрет редко бывает плодом счастливого случая, обычно это результат долгих раздумий и приготовлений. В арсенал творческих средств фотографа входят как элементы окружающей обстановки: рабочее место, мебель, растения, картины, тени на стене, - так и ракурс, поза, жесты, выражение лица, доминирующие цвета и тона.

Обычно у фотографа нет такой возможности, как у художника, - дать волю своей фантазии. Ведь художник практически ничем не ограничен, он может реализовать любой свой замысел. Он может перегруппировать элементы изображения, изменить фон, освещение, цветовое решение. Более того, он может нарисовать нереальное, смутное. Он может нарисовать свои виденья, мечты, фантазии. Таких персонажей, как русалку, кентавра, ангела, черта и даже Иисуса Христа мы увидели только благодаря таланту художника. Он их так видел, а не рисовал с натуры.

Фотограф же жестко привязан к натуре, к реальности. Он может визуально воспроизвести с большей или меньшей степенью точности только то, что он видел сам. Но с появлением цифровой фотографии положение фотографа кардинально изменилось. Легкость копирования, перемещения, наложения объектов, их трансформации и ориентации, изменения цветовой палитры, и главное, легкость применения множества фильтров, действие которых приводит к потрясающим эффектам, предоставляет фотографу такую свободу для творчества, которой нет даже У художника. При этом он полностью освобождается от рутинной, непроизводительной работы.

В рекламе перед дизайнером стоят другие задачи. Если взять пословицу "Встречают по одежке, провожают по уму", то для дизайнера главным оказывается "одежка". Ему важен не столько внутренний мир человека, сколько яркая, бросающаяся в глаза внешность. Чтобы получать портреты, которые удивляют, ошарашивают, то есть привлекают так необходимое для рекламы внимание людей, цифровые технологии оказываются незаменимыми. В настоящей главе мы рассмотрим вопросы применения спецэффектов в портрете. Часть их мы уже рассматривали в других главах, но повторение вызвано определенной спецификой такого жанра, как портрет.

Интересно отметить парадоксы художественной фотографии. В то время как целые институты бьются над улучшением качества фотографической пленки, добиваясь ее небывалой динамической широты и возможности передачи миллионов цветов, в то время как оптики добились высочайшего разрешения, оказывается, что фотохудожникам этого не нужно.

Искусство - это прежде всего ограничение, в том числе и в средствах выражения. Для фотоискусства характерен суровый аскетизм, отказ от технических завоеваний.

Одни фотохудожники отказываются от цвета, полагая, что он отвлекает от главного, и работают только в градациях серого; другие отказываются от полутонов и работают с контрастными черно-белыми снимками; третьи избегают высокого разрешения и используют специальную смягчающую оптику. Четвертые предпочитают использовать псевдоцвета вместо реальных цветов, пятые разрабатывают специальные приемы, чтобы ухудшить пленку и увеличить ее зернистость... Всего не перечесть. При таком подходе фотохудожникам очень много дают цифровые технологии обработки изображений.

Глаза в глаза

За компьютером сидит дизайнер и смотрит на экран. На экране портрет девушки, которая смотрит на дизайнера. Глаза в глаза. Какие мысли возникают у него в голове, что он хочет сделать из этого портрета?

Глаза дизайнера

Смотря на фотографию, в частном случае на портрет, дизайнер мысленно восстанавливает картину фотосъемки. По теням и бликам он определяет, откуда падал свет, какие были источники света - естественные или искусственные, он представляет себе пространственную картину съемки, выявляет, что находилось ближе к объективу, а что дальше, по фокусировке изображения он определяет, что было главным для фотографа при съемке. То, что является главным, ради чего делается снимок - это передний план. Передний план - это информационно значимая часть снимка. Все остальное окружение - это второстепенное, это Background (фон). Можно сказать, что передний план ближе к объективу, фон - дальше. Да, но так бывает не всегда. Может быть и наоборот. Основным приемом при съемке, служащим для выделения переднего плана, является размытие фона и фокусировка на переднем плане, но он не всегда срабатывает. Нет программ, которые могли бы заменить глаз человека в выявлении переднего плана. Поэтому, выявив передний план, дизайнер, перед тем как приступить к реализации своих замыслов по обработке фотографии, может вычленить его из фона, выполнив операцию маскирования. Таким образом, операция маскирования представляет собой цифровую реализацию понятия дизайнера о главном и второстепенном данной фотографии. Особого внимания заслуживают на портрете глаза.

Глаза на портрете

Глаза - зеркало души. Это изречение всем нам знакомо. Смотря в лицо человека, мы прежде всего смотрим в его глаза. Малейшие отклонения в форме и цвете глаз, размере зрачка (какие-то миллиметры) замечаются в первую очередь. Эмоциональное состояние человека, его отношение к окружающему и лично к нам - все это мы читаем по глазам. Художник начинает писать портрет именно с глаз, и если глаза удались, значит, удался и весь портрет; если же глаза не удались, то никакой последующей проработкой деталей и прочими приемами портрет уже не вытянуть.

Фильтр, в отличие от человека, работает с битовой картой. Он "не знает", что такое глаза и где они находятся. Это должен подсказать человек с помощью маскирования. Он обводит область глаз, создает маску, сглаживает ее и инвертирует. После этого глаза будут защищены от действия фильтра. В качестве варианта этого приема глаза можно оформить в виде объекта и после применения фильтра ко всему изображению вставить на свое место. Так, на рис. 5.1 глаза были защищены маской, а к остальному изображению применен фильтр из Art Strokes > Dabble. Для радужной оболочки - круглая маска и соляризация. Благодаря этому удалось достичь "прозрачности" глаз.

Рис. 5.1. Художественное размытие

Итак, мы отметили, что именно глаза в первую очередь притягивают наш взгляд. Но есть фильтры, которые ведут наши глаза в глаза (точнее, в глаз) на портрете. Фильтр Blur Zoom имитирует размытие, вызванное движением фотографируемого объекта на нас. Это возникает, например, при использовании зум-объективов. В результате размытия возникают радиальные линии, сходящиеся в заданной центральной точке. Если выбрать на портрете центральную точку, относительно которой происходит размытие, в зрачке глаза, то радиальные линии поведут наш взгляд именно в эту точку, то есть в зрачок глаза. Именно эта точка остается резкой, а все остальное размывается, и чем дальше, тем размытие сильнее (рис. 5.2).

Рис. 5.2. Наплыв (Blur Zoom)

Работа с цветом

С помощью Mode изображение может быть переведено в шкалу серого, в Duotone, либо в RGB. Для преобразования цвета служат фильтры Color Transform: Invert, Posterize, Psychedelic и Solarize. Invert меняет цвета изображения на противоположные, делая из изображения подобие фотонегатива. Фильтр Solarize имитирует старый фотографический прием, когда фотопленка на короткое время засвечивалась солнечным светом. Фильтр Posterize уменьшает количество передаваемых градаций, что аналогично грубому (всего на несколько уровней) квантованию сигнала. Минимальное количество уровней, равное двум, обеспечивается с помощью фильтра Threshold. Фильтр Psychedelic меняет цвета на неестественно яркие, создавая экстравагантные эффекты.

Перечисленные выше фильтры были описаны нами в главе 1. Здесь же приведены примеры применения этих фильтров в жанре портрета.

Инверсия

Инверсия осуществляется фильтром Invert (обращение, инверсия). Он производит переключение цвета на противоположный на основании цветового колеса CMYK. Красный цвет становится голубым, зеленый - пурпурным, желтый - синим. Изображение на фотографии принимает весьма непривычный вид. Но инверсия может быть применена не ко всему изображению, а к его части. В этом случае изменение цвета отдельных предметов может иметь логическое объяснение. Возьмем рис. 5.3. С помощью инструмента Волшебная палочка выделим область волос и платье.

Рис. 5.3. Женщина в темном

Применим к выделенной области инверсию (рис. 5.4). Необычно белый цвет волос производит эффект парика, что привносит в фотографию эффект театральности.

Рис. 5.4. Частичная инверсия

"Высокий ключ"

В портретной фотографии существуют два стиля: "высокий ключ" и "низкий ключ". Для портрета, выполненного в "высоком ключе", характерны очень светлые, нежные тона. "Высокий ключ" подразумевает полное отсутствие густых теней. В идеале такой портрет должен быть вообще бестеневым, лишь с отдельными черными деталями, роль которых выполняют глаза, ресницы и частично контуры лица. С помощью этого стиля можно передать определенное настроение. Обычно он ассоциируется с женственностью, нежностью, мягкостью. Фотография в "низком ключе" является его полной противоположностью. В нем преобладают темные тона, густые тени, многие участки едва освещены. Этот прием по традиции используется в мужских фотопортретах, ибо создает впечатление твердости, стойкости и физической силы.

Чтобы получить портрет в "высоком ключе", можно использовать фильтр Smoke Glass (дымчатое стекло). Этот фильтр не только осветляет изображение, но и снижает его резкость. Сравните исходный рис. 5.5 с рис. 5.6, полученным после применения фильтра.

Рис. 5.5. Портрет в три четверти

Рис. 5.6. Портрет в "высоком ключе"

Мы видим, как происходит некоторая идеализация изображения, своего рода омоложение - исчезают морщинки, царапинки, различные неровности на лице. Настройка Transparency (прозрачность) дает возможность управлять прозрачностью и размытостью закопченного стекла, через которое мы наблюдаем за изображением. Коэффициент прозрачности изменяется от 1% до 100%. Чем меньше значение, тем менее прозрачно стекло, тем сильнее эффект, производимый этим фильтром.

"Низкий ключ"

В классической фотографии существует такое художественное направление, как фотографика. Оно заключается в работе с изображениями, которые имеют всего лишь два уровня - черный и белый. Это достигается путем печати на контрастной бумаге. Фильтр Threshold (порог) с настройкой bi-level обеспечивает квантование яркостей на два уровня. В результате получается изображение без полутоновых переходов, только черное и белое. Порог, относительно которого происходит квантование, выбирается исходя из получаемого эффекта. В результате применения фильтра Threshold возникают большие однотонные области черного. Все это утяжеляет снимок. Для повышения выразительности в изображение можно добавить шум с помощью фильтра Add Noise. Шум снижает давление больших однородных поверхностей, снижая визуальное впечатление контраста изображения (рис. 5.7). Необычное контрастное изображение, состоящее только из черного и белого, создает образ резкого, бескомпромиссного человека. Этот портрет является примером фотографирования в "низком ключе".

Рис. 5.7. Фотографика

Психоделика

По своему действию фильтр Psychodelic напоминает перекодировку сигнала, при которой одному цвету вызывается в соответствие другой цвет. Чем выше уровень регулировки, тем больше диапазонов, в которых случайным образом создаются новые цвета. При больших значениях Level здесь, так же как и при постеризации, возникает большое количество ложных контуров, но они еще оказываются и цветными. Все это вызывает распад образа.

Большинство авторов рекомендуют применять этот фильтр к цветным изображениям, но, по нашему мнению, именно серая гамма дает наилучший эффект, поскольку, хотя здесь и искажается образ, однако эти искажения лежат в пределах узнавания. Применение предварительного размытия изображения с помощью фильтра Blur также способствует уменьшению кривизны контуров, приближая их форму к естественному виду.

На рис. 5.8 приведено изображение, полученное после применения фильтра Psychedelic.

Рис. 5.8. Психоделика

Оно было получено при перемещении движка в сторону увеличения до тех пор, пока не было получено приемлемое качество изображения. Поскольку глаза - наиболее важная часть лица, то они были защищены от действия фильтра с помощью маскирования. Причем не только защищены, мы видим, что размеры глаз больше нормы. Они были увеличены для повышения выразительности. На рис. 5.9 благодаря психоделике удалось придать волосам весьма живописный вид.

Рис. 5.9. Психоделика с настоящими глазами

Здесь, так же как и в предыдущем случае, глаза девушки были маскированы. Применив инверсию, можно сразу же увидеть, как влияет на изображение изменение соотношения тональностей черного и белого на обратное. Примером предварительного размытия изображения является рис. 5.10.

Рис. 5.10. Психоделика после размытия

Изображение было предварительно размыто с помощью фильтра Gaussian Blur при Radius равном, 5 пикселям. В фильтре Psychedelic настройка Level была выбрана равной 10. Размытость линий, чередование светлых и темных контуров создают впечатление чего-то зыбкого, нереального, впечатление миража.

Соляризация

С помощью соляризации в шкале серого можно получать необычные визуальные эффекты в портрете. Как известно, соляризация приводит к появлению дополнительных бликов, что характерно для блестящих (металлических) поверхностей.

Чтобы получить хороший результат, соляризация требует тщательной подгонки плотностей изображения, то есть применения инструмента фильтра Levels или тоновой кривой. Появление дополнительной гаммы полутоновых переходов, особенно заметных на шее и скулах, создают впечатление атласной кожи и придают портрету новые привлекательные свойства (рис. 5.11).

Рис. 5.11. Атласная кожа

С помощью дополнительных бликов, возникающих при соляризации, можно придать фотопортрету металлический блеск. Но редко бывает, чтобы конечный результат достигался только применением одного фильтра.

Для эффекта металлизации можно добавить шум, применив фильтр Noise, и фильтр Emboss для придания рельефа. Так, повторное применение фильтра Solarize, добавление к фону шума с помощью фильтра Add Noise и заключительный аккорд фильтра Emboss позволили получить из рис. 5.12 результат, представленный на рис. 5.13.

Рис. 5.12. Портрет в анфас

Рис. 5.13. Соляризация

Таким путем нам удалось создать полное впечатление металлической поверхности. Сравнив эти два рисунка, мы ощущаем, как "потяжелела" фотография. Мы видим, как после соляризации человеческая кожа превратилась в металл, но даже в металле удалось сохранить мимолетную улыбку.

Duotone

Duotone служит для печати изображения в серой гамме двумя красками. Эта техника углубляет изображение, придавая дополнительные оттенки теням, светлым участкам и полутонам. И хотя эта техника была разработана для печати, она оказывается эффективной и в режиме вывода на монитор. Особенно интересен Duotone для портретной фотографии. С его помощью можно преобразовать белесое, красное или синюшное тело в тело с красивым загаром. А при применении соляризации можно получить натурально бронзовое тело, не только по цвету бронзы" но и по фактуре самого металла. Причем последовательность операций не имеет значения, можно сначала выполнить соляризацию, потом применить Duotone, или наоборот (рис. 5.14).

Рис. 5.14. Дуотон

Темный фон придает фотографиям в режиме Duotone ощущение теплой южной ночи (рис. 5.15).

Рис. 5.15. Повторная соляризация

Имитация ночной съемки

Внутренний свет

Известно, что с помощью источников света можно создать настроение. Яркие лучики света, играющие в люстре, создают радостное настроение, воодушевляют на движение, танцы; неяркий, приглушенный свет создает настроение покоя; свет колеблющегося пламени свечи или камина настраивает на интим. С помощью фильтров освещения Render можно не столько высветить передний план, сколько поместить в тень все второстепенное. Используя маски для защиты от действия фильтра определенных областей изображения, можно достичь интересных эффектов. На рис. 5.16 глаза девушки с помощью маски защищены от действия фильтра Lighting Effects. В результате этого область, свободная от маскирования, погрузилась в полутьму, а глаза как были, так и остались. Яркость глаз стала превышать общее освещение, и создалось впечатление, что белки глаз оказались как бы подсвеченными изнутри.

Рис. 5.16. Свечение глаз

Имитируемый источник света может стать самостоятельным объектом. Возьмем живописный снимок (рис. 5.17) - девушка сидит в летнем кресле и читает.

Рис. 5.17. В летнем кресле

Создадим искусственный источник света. На рис. 5.18 мы видим яркое свечение, исходящее от книги.

Рис. 5.18. Книга - источник света

Эффект свечения получен с помощью фильтра Spot Light (omni). Чтобы передать ощущение света, падающего на лицо, была создана маска, с помощью которой голова, руки и ноги девушки были защищены от действия фильтра. Усилить эффект сияния удалось за счет фильтра Blur Zoom, предварительно на фон до применения zoom-размытия были случайным образом нанесены темные точки, для чего использовался фильтр Add Noise.

Мы рассмотрели аспекты вечернего освещения, и теперь самое время перейти к ситуации, когда освещения нет совсем и объект съемки оказывается в ночи.

Темная ночь

Вернемся к фотографии девушки в кресле (см. рис. 5.17). Мы видим, что хотя снимок и сделан в студии, но он имитирует открытое пространство, вся сцена как будто залита ярким южным солнцем. Свет этот контровый, благодаря чему ноги оказались в тени, а детали спинки бамбукового кресла оказались непроработанными. Как из дневного снимка получить ночной? Первая мысль - это выполнить инверсию, то есть запустить фильтр Invert (инверсия). Тогда чем ярче день, тем темнее будет ночь. Можно образно сказать, что фильтр Invert меняет солнечный свет на лунный. Но при этом вся светопередача "становится с ног на голову": светлое становится темным, а темное - светлым, а если снимок цветной, то цвета меняются на дополнительные (рис. 5.19).

Рис. 5.19. Инверсия

Более богатым по своим возможностям оказывается фильтр Solarize, который является развитием фильтра Invert. На светлый солнечный фон он действует как фильтр Invert, инвертируя его в тональность темной ночи. А тени он осветляет, вводя в них дополнительные блики и цвета. Изображение становится более насыщенным и завораживает необычными цветами (рис. 5.20).

Рис. 5.20. Соляризация в цвете

Повысить выразительность ночного снимка можно за счет проработки деталей. Мы уже отмечали, что на фотографии спинка кресла оказалась непроработанной. Для подчеркивания деталей можно воспользоваться фильтрами Contour > Find Edges. Мы получим темные линии на светлом фоне. Но стоит затем инвертировать изображение, как на темном фоне возникнут светлые (светящиеся) линии. К этому мы еще вернемся. Сейчас же рассмотрим особенности такого экзотического фильтра в Photoshop, как Photocopy, который копирует работу ксерокса.

Мы уже отмечали, что искусство - это ограничение в средствах выражения. Копировальный аппарат (часто называемый ксероксом, хотя Xerox - это название фирмы) также вносит определенные ограничения в копирование информации. Он хорошо передает детали, текст, чертежи, штриховые рисунки, но при копировании однородных областей черного возникают провалы. И вот этот недостаток устройства можно использовать в художественных целях. Применим фильтр Photocopy Filter > Sketch > Photocopy к девушке в кресле, рис. 5.21.

Рис. 5.21. Ксерокопия

Сравним этот рисунок с исходным. Мы видим, как этот фильтр подчеркивает детали, стала отчетливее фигурная спинка кресла. Применим к нему фильтр Invert, а еще лучше Solarize. Заметно, что недостатки ксерокса в передаче однородных областей черного при инвертировании могут повысить выразительность изображения, в частности, спинка кресла оказалась в достаточной степени проработанной (рис. 5.22).

Рис. 5.22. Соляризация ксерокопии

Свечение в ночи

В Photoshop имеются специальные фильтры, имитирующие эффект ночного свечения. Так, фильтр Glowing Edges Filter > Stylize > Glowing Edges (светящиеся края) выделяет контуры изображения (рис. 5.23).

Рис. 5.23. Светящиеся края

В этом фильтре также незримо присутствует фильтр Invert. В этом вы можете убедиться сами. Примените сначала фильтр Find Edges. Вы получите темные контуры изображения на светлом фоне. А теперь инвертируйте это изображение. Темные контуры превращаются в светлые линии, а светлый фон - в сумерки. Сравните результат с фильтром Glowing Edges. Окажется, что они абсолютно подобны.

Эффект ночного свечения дает также фильтр Neon Glow Filter > Artistic > Neon Glow. Он создает более размытые, светящиеся линии (рис. 5.24).

Рис. 5.24. Неоновое свечение

Чтобы изображение было более насыщенным, предварительно выполнены соляризация и инверсия. Снимок стал похож на сон: в темной ночи фосфоресцирует призрачное изображение девушки, читающей в кресле. Южная ночь, мы ощущаем влажное теплое дыхание моря. Изображение завораживает каким-то магическим воздействием.

Инкрустация

Текстурные заливки открывают интересные возможности имитации инкрустации на дереве, мраморе, металле и т. п. Самый простой способ инкрустации - это выполнить текстурную заливку, например, под дерево, а затем, изменяя настройку Transparency (прозрачность), регулировать "толщину" текстурного слоя. Проиллюстрируем это на примере рис. 5.25.

Рис. 5.25. Улыбка

Зальем все изображение текстурной заливкой под дерево. Выберем значение Transparency равным 20. Мы увидим, как из дерева проступает изображение девушки (рис. 5.26).

Рис. 5.26. Инкрустация

С помощью предварительного маскирования можно выделять отдельные части изображения и подбирать для них свои значения настройки Transparency.

Выход из плоскости

С помощью маскирования можно создавать из частей изображения объекты, которые будут выступать над поверхностью остального изображения. Если всмотреться в такой рисунок, мы увидим, что там выступает рука и часть волос.

Такой стиль напоминает работы известного голландского графика Эшера, в которых объекты, нарисованные на плоскости, приобретали объем и выступали из плоскости. Для усиления объема выступающих частей для них могут быть построены тени. Например, построим тень для головы, выступающей из поверхности доски (рис. 5.27).

Рис. 5.27. Частичная инкрустация

Необычные эффекты можно получить при использовании способа закраски If Lighter. При этом способе выводятся только те пикселы, которые светлее фона Посмотрим на рис. 5.28.

Рис. 5.28. Вывод на экран. Режим if lighter

Поскольку здесь свет падает на девушку справа, часть ее лица оказывается темнее, то она не выводится, как бы оставаясь под слоем дерева. Правая часть, как более светлая, выводится и кажется выступающей над поверхностью доски. Единство образа приводит к шокирующему эффекту. Мы видим, что изображение является плоским, оно врезано в поверхность доски и одновременно с этим мы видим, что оно выпукло, оно выступает над поверхностью и отбрасывает на нее тень.

Заливка в бетон

Используя описанные выше приемы инкрустации, можно имитировать такие смешные ситуации, когда женщину зарывают на пляже в песок (рис. 5.29), либо не смешные, когда ее же замуровывают в бетон (рис. 5.30).

Рис. 5.29. Женщина в песке

Рис. 5.30. Женщина в бетоне

Эффект полупрозрачности заливки широко используется в Texture (Effects N Texture). В качестве примера на рис. 5.31 приведен портрет с текстурой Bricks (кирпичи). С одной стороны, здесь кирпичная стена расположена сзади девушки, это фон, а с другой стороны, когда мы смотрим на лицо девушки, возникает впечатление, что это ее изображение на бумажных обоях с рисунком кирпичной стены.

Рис. 5.31. Эффект полупрозрачности



| Категория: Уроки фотошоп | Добавил: ЛисёноChik | Дата: 29.09.2008, 10:38 | Просмотров: 3310| Комментарии: 1 |Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню Сайта

Вы вошли, как
Ваш IP адрес: 18.219.236.62
Войти на сайт:
Логин:
Пароль:

Размер шрифта:

Поиск


Рассылка

Рассылка на E-mail

rss2email

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 737

Друзья сайта




Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Хостинг от uCoz Анализ сайта Счетчик цитирования Каталог TUT.BY
Rating All.BY Google-Add.com - Открытый Каталог Сайтов Каталог сайтов Всего.RU